«Проблемы корпоративного управления в контексте мировой финансовой системы».

И.В. Беликов, директор Российского института директоров, член Экспертного совета по корпоративному управлению при ФСФР России, заместитель председателя Коллегии профессионального сообщества корпоративных директоров.

Резкое возрастание с начала 90-х годов внимания политических и финансово-экономических кругов Запада, международных организаций к проблемам корпоративного управления, особенно в отношении стран с развивающимися рынками, связано не только со стремлением обеспечить более безопасные и комфортные условиях для инвесторов. За последние два десятилетия ХХ в. стала очевидной тенденция утраты странами Западной Европы и США прежних преимуществ в процессе торгово-промышленной конкуренции со странами второго и третьего эшелонов — Японией, Южной Кореей, Тайванем, Китаем, Малайзией, Сингапуром, Бразилией и некоторыми другими с точки зрения набора отраслей и производительности труда.

Процесс «деиндустриализации» стран Западной Европы и Северной Америки — это отчасти результат сознательной политики их политических и деловых кругов, а отчасти следствие умения руководства и деловых кругов новых индустриальных стран (прежде всего Юго-Восточной Азии) мобилизовать и правильно распределить ресурсы для развития, использовать ряд уникальных преимуществ.

Сложившиеся у инвесторов представления о стоимости активов в развитых странах и странах с развивающимися рынками, связанные с оценкой рисков вложения средств в компании этих двух групп стран, репутацией их основных акционеров и менеджеров и со способностью этих компаний создавать стоимость, не вполне соответствуют реальности. Однако сохранение избытка капитала, для которого не находится эффективного применения, более высокие темпы роста портфельных инвестиций по сравнению с прямыми, особенности демографической ситуации в развитых странах, распространение американской модели корпоративного управления и инвестирования создают благоприятные условия для иррационального поведения инвесторов из развитых стран.

Повышение общей динамики процессов развития, появление новых технологий вкупе с формированием новых потребностей объективно значительно усложняют процесс определения стоимости активов, резко увеличивают вес в ней нематериальных составляющих (в число которых входит и состояние корпоративного управления). Однако эта объективная тенденция расширяет возможности манипулировать пониманием стоимости, представляя ее потребителям и инвесторам не на основе рациональных представлений о полезности того или иного продукта, ценности того или иного актива (как это было раньше), а на основе субъективных представлений о товарах и активах, возникающих в процессе продвижения их покупателю, навязанных ему с использованием различных PR-технологий. Предлагаемые инвесторам для приобретения акции компаний в этом смысле не составляют исключения.

Повышение значимости нематериальных компонентов в стоимости в условиях контроля деловых и политических кругов развитых стран над глобальной системой финансовой инфраструктуры дает им широкие возможности оказывать весьма сильное влияние на представления инвесторов о качестве активов компаний в различных странах, связанных с ними рисках, использовать различные обстоятельства в деятельности компаний, а также сведения более широкого (политического или экономического) характера для игры на повышение или снижение стоимости компаний. Акцентирование важности корпоративного управления, особенно после 2000 г., используется деловыми кругами развитых стран, международными финансовыми организациями как для того, чтобы решить имеющиеся проблемы в собственных системах корпоративного управления, так и в не меньшей степени для того, чтобы сохранить инициативу в определении правил игры в этой области, не дать усомниться в качественном разрыве, существующем по уровню корпоративного управления между ними и компаниями стран с развивающимися рынками, в обоснованности значительно более высокой стоимости активов западных компаний. Такая позиция позволяет развитым странам реализовать их институциональные преимущества в области организации финансово-инвестиционных потоков.

В ближайшие годы можно ожидать активного распространения институтами финансовой инфраструктуры развитых стран, международными финансовыми организациями идеи о решающем значении для определения стоимости активов новых стандартов и принципов, регулирующих те или иные стороны деятельности компаний и инвестиционных институтов. Важной сферой распространения таких стандартов является практика корпоративного управления. К числу подобных стандартов можно отнести корпоративную социальную ответственность и отчетность (с обязательным ее заверением ведущими западными консалтинговыми фирмами), различного рода квазиэкономические рейтинги («экономической свободы» и пр.), оценку состояния систем внутреннего контроля (с обязательным заверением ведущими западными консалтинговыми фирмами), регулирование гендерного и культурно-этнического состава советов директоров (с подтверждением «правильности» этого состава ведущими западными консалтинговыми фирмами) и т. п. Можно ожидать, что на инвесторов будет оказываться усиливающееся давление со стороны государственных органов, политических кругов и части финансовых институтов развитых стран с целью побудить их в возрастающей степени включать в принципы оценки привлекательности активов в различных странах указанные стандарты и принципы, приравнивая их к фундаментальным финансово-экономическим показателям работы активов.

В целом можно сделать вывод: корпоративное управление является частью общей проблематики западного капитала, его стремления обеспечить свое господство в мировой финансовой системе через инфраструктурные институты, закрепить за ними роли «делателей» стоимости корпораций и ожиданий инвесторов, что является естественным поведением, нацеленным на закрепление конкурентных преимуществ. Сложившаяся система мировых финансов обладает очевидными противоречиями и создает серьезную опасность манипулирования ценой активов. Однако реалистичные способы разрешения этих противоречий без серьезных конфликтов или глобальных экономических и социальных потрясений пока неясны, а группы, выступающие за сохранение статус-кво, очень сильны. Впрочем, нельзя исключать, что эта система сможет найти варианты разрешения противоречий, позволяющие «старым» развитым странам сохранить господствующие позиции в глобальной экономике. При этом части новых развитых стран предоставлена возможность получить более адекватную оценку своих активов. Существующая система позволяет части компаний из стран с развивающимися рынками, опираясь на стремление инвесторов найти новые объекты для вложений избыточных финансовых ресурсов, на «интернационализм» инвестиционных банков в отношении компаний-клиентов и на достигнутые высокие объективные показатели, получить значительные средства для развития.

Корпоративное управление — очень динамичная область с точки зрения правил и стандартов, предлагаемых (и весьма настойчиво) компаниям-эмитентам. Российскому бизнесу необходимо ясно понимать противоречивость нынешних дискуссий по проблемам корпоративного управления и предпринимаемых их участниками шагов, интересы этих участников, возможности и риски, связанные с нынешней ситуацией в этой области, и на этой основе вырабатывать и реализовывать свою стратегию. Для российских компаний принципиально важно понять, что тенденция к повышению веса нематериальных компонентов в общей стоимости компаний, частью которых является и система корпоративного управления, весьма устойчива и опирается на интересы мощных политических и деловых групп развитых стран.

Значение вопросов корпоративного управления для обеспечения успешной деятельности компаний будет возрастать как в результате воздействия объективных факторов, потребностей самих компаний, так и под давлением указанных групп интересов и связанных с ними институтов.

Открытость российской экономики повышает важность внимания со стороны российских компаний к вопросам корпоративного управления. Отсутствие такого внимания может стать серьезным препятствием при выстраивании долгосрочных стратегических отношений с основной частью западных инвесторов, получении доступа к внешнему финансированию в целом. Это обстоятельство особенно важно для тех российских компаний, которые расширяют свою деятельность за пределы России и СНГ. Рост капитализации российского бизнеса может быть связан прежде всего с повышением оценки нематериальных компонентов, частью которых является состояние корпоративного управления.

В целом у российского частного бизнеса имеется очень значительный потенциал улучшения качества корпоративного управления, несмотря на сложности, создаваемые критически низким уровнем государственного управления. Поэтому российским компаниям, особенно крупным, можно рекомендовать:

  • осуществлять регулярный мониторинг деятельности различных влиятельных международных и зарубежных организаций и групп по разработке стандартов корпоративного управления и корпоративной отчетности;
  • активно участвовать в выработке таких стандартов, форматов соответствующей отчетности, поддерживать участие в этой работе российских экспертов и российских организаций, предлагающих подобные услуги высокого профессионального уровня;
  • в процессе разработки стандартов и форматов отчетности активно взаимодействовать с представителями зарубежных деловых кругов, компаний для выработки и отстаивания общей позиции в отношении выдвигаемых различными группами и/или странами предложений, отражающих интересы отдельных групп;
  • способствовать и активно участвовать в выработке национальных стандартов корпоративного управления, внедрения механизма проверки соблюдения этих стандартов и соответствия раскрываемой информации реальности;
  • способствовать созданию национальных рейтингов корпоративного управления во взаимодействии с известными зарубежными экспертами, международными организациями, вести системную работу по обеспечению признания обоснованности и авторитетности этих рейтингов;
  • развивать активный диалог с зарубежными партнерами и особенно инвесторами с целью убедить их выработать более объективную оценку стоимости российских компаний;
  • развивать активный диалог с российскими инвесторами, особенно с теми, которые будут появляться в процессе развития пенсионной реформы, развития системы страхования, а также с другими институциональными инвесторами;
  • развивать активный диалог с заинтересованными группами и общественными организациями по вопросам корпоративного управления.