О завершении переговоров с США о присоединении России к ВТО

Министерство экономического развития и торговли РФ

19 ноября 2006 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.Греф и Торговый представитель США С.Шваб подписали в Ханое Протокол о завершении двусторонних переговоров о присоединении России к ВТО.

США стали 56 членом ВТО, с которым завершены переговоры по доступу на рынки товаров, и 27 -ым членом ВТО, с которым завершены переговоры по доступу на рынки услуг.

Этого события давно ждали.

Его значение весьма существенно для присоединения России к ВТО. Мы можем сегодня констатировать, что Россия завершила переговоры по доступу на рынки со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО, которые выражали пожелание вступить в такие переговоры.

Его значение велико и для наших двусторонних отношений с США. Это — серьезный, позитивный вклад в развитие двусторонней торговли и инвестиций. Это-подтверждение готовности наших стран находить взаимовыгодные решения даже для самых трудных проблем.

Наши переговоры по товарам шли почти 9 лет, по услугам-7 лет.

Это был тяжелый, подчас жесткий, но не жестокий процесс.

В результате удалось выйти на справедливые договоренности, создающие новые возможности для торговли и инвестиций. Эти договоренности в полной мере обеспечивают интересы развития конкурентной российской экономики. Они будут способствовать открытию рынков тех товаров и услуг, в которых мы заинтересованы, и в поставке которых в Россию заинтересованы американские компании. Они улучшат инвестиционные возможности для американского и российского бизнеса после присоединения России к ВТО. Вместе с тем, они сохранят возможности для эффективной защиты тех отраслей, которые пока в ней нуждаются.

В переговорном процессе участвовали не только правительства. В течение всех этих лет шло активное взаимодействие с бизнесом, парламентариями, регионами. Их помощь, советы были крайне важны для выхода на сбалансированные результаты. В России — это первый масштабный случай участия бизнеса в формировании долгосрочной политики страны.

Соглашение с США, как и другие аналогичные соглашения, подписанные Россией в контексте присоединения к ВТО, определяет условия доступа на российский рынок товаров и услуг. В рамках отдельных документов урегулированы некоторые вопросы двусторонних торговых отношений. Среди них — вопросы ветеринарного контроля, мер по защите прав на интеллектуальную собственность.

На переговорах с США в полном объему реализована стандартная позиция России, в соответствии с которой ни одна пошлина не уменьшается с даты присоединения России к ВТО, а либерализация тарифов по отделным позициям осуществляется в течение переходных периодов. Эти периоды — от 1 года да 7 лет. Они учитывают чувствительность конкретной позиции для отечественных секторов промышленности.

Тарифные квоты на импорт говядины, свинины и мяса птицы будет существовать в рамках существующих параметров до 2009 года, после чего — по завершении переговоров с заинтересованными поставщиками — их действие может продлеваться. Период продления не ограничен и зависит от нашей позиции.

Если же Россия все же решит отказаться от тарифных квот, она сохранит, тем не менее, достаточную тарифную защиту своего мясного рынка, которая будет выше существующей в рамках действующих квот.

Россия либерализует также условия поставок на свой рынок некоторых кормов для животноводства и домашних животных (в том числе, соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, виноград, бананов и т.п.), в особенностей овощей и фруктов в зимний период. Облегчится импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности (например, высококачественной молочной сыворотки). Это позволит насытить потребительский рынок и обеспечить благоприятные условия для развития животноводства и перерабатывающих секторов агроиндустрии.

Останется неизменной заградительная пошлина на спирт, снизятся с 20% до 12% ставки пошлин на иностранные вина и коньяки, шампанское и виски.

Компромисс на переговорах по вопросам ветеринарного контроля основывается на следующих принципах. Правительство США гарантирует ветеринарную безопасность поставляемых в Россию продуктов в соответствии с принципами Международного эпизоотического бюро и российских ветеринарных требований. Российская сторона разрешает при этом условии ввоз продуктов из США, и имеет право проверки американских предприятий американских предприятий на основе согласованных с США процедур.

После присоединения России к ВТО средневзвешенная ставка российских пошлин на сельскохозяйственные товары снизится примерно на 3 процентных пункта. Аналогичное трехпроцентное снижение произойдет и на тарифы на ввоз промышленных товаров. При этом:

— Снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства и, одновременно, на медицинское оборудование и лекарственные субстанции, из которых лекарства делаются в России. Система регистрации лекарственных средств будет приведена в соответствие с международными правилами, что также снизит цену лекарств.

— Будут снижены, а в ряде случаев, отменены пошлины на кожевенное и меховое сырье, а также на шерсть и текстильное сырье. Эти меры являются частью программы поддержки российских текстильщиков и обувщиков.

— Останутся практически неизменными ставки пошлин на готовую одежду, стекло и керамику.

— Постепенно за 3 — 4 года произойдет снижение ставок пошлин и частичное открытие рынка химических товаров, бумаги и изделий из нее. Это приведет к усилению конкуренции в этих секторах, но не нанесет ущерба российским производителям.

— Будут переведены на платежеспособный уровень ставки пошлин на обувь, бытовую электронику и электротехнику, что позволит исключить «серые» и «черные» схемы импорта в этих областях.

— Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.

— В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу.

— Достигнуты такие договоренности об условиях открытия в течение 7 лет российского рынка легковых автомобилей (с 25% до 15%) и гражданской авиатехники (с 20% до 7,5%-12%), что, с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей (и соответственно, американских экспортеров), а с другой — позволит реализовать крупные инвестиционные проекты по созданию автомобильных заводов и самолетов нового поколения.

Россия приняла обязательства более чем по 100 секторам услуг, обеспечив, таким образом стабильные и предсказуемые условия работы в России иностранных поставщиков услуг и иностранных инвесторов.

— В области телекоммуникаций обязательства России отражают условия доступа на рынок, предусмотренные действующим законодательством. В некоторых случаях они предоставляют дополнительные возможности защиты национальных операторов (так, в случае необходимости, Россия сможет обеспечить на первоначальном этапе российский контроль над приватизируемыми операторами фиксированной связи — компаниями «Связьинвеста» и другими традиционными операторами). Обязательства в сфере спутниковой связи будут способствовать дальнейшему развитию российских телекоммуникационных компаний, гарантируя их свободный доступ к услугам иностранных спутниковых систем. Однако, при этом, в полной мере сохраняется контроль над такой сферой, как оказание услуг спутниковой связи конечным потребителям и абонентам в России.

— Большое внимание на наших переговорах уделялось такому сектору, как аудиовизуальные услуги, который, по своей важности для США, сравним с такими секторами, как телекоммуникации и финансовые услуги. В результате в ключевых сферах аудиовизуальных услуг нам удалось согласовать сбалансированные и взаимовыгодные условия иностранного присутствия. Так, по секторам производства кино- и видеофильмов, теле- и радиовещанию и другим услугам, связанным с теле- и радиовещанием, мы сможем, в случае необходимости, продолжить существующую государственную поддержку отечественных производителей. В тех секторах, где Россия принимает обязательства (например, демонстрация кино и видеофильмов) сохраняется также возможность применять меры по защите культурного достояния и самобытности.

— Поиск компромисса по сектору финансовых услуг был наиболее трудным. Мы не приняли на себя обязательства по доступу на рынок прямых филиалов иностранных банков, а также сохранили возможность применения 50% квот иностранного участия в банковской и страховой системе. Вместе с тем, мы согласились допустить прямые филиалы иностранных страховых компаний через 9 лет после присоединения России к ВТО. Обязательства позволят нам применять к филиалам иностранных страховых компаний, работающим в России, все меры, необходимые для обеспечения финансовой устойчивости такого филиала, качества оказываемых услуг и их соответствия всем требованиям российского законодательства. По сути, мы сможем применять к филиалам такое же регулирование, которое применяется к российским юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление страховой деятельности. Одновременно, мы подтвердили существующие нормы законодательства, исключающие возможность — как общее правило — ограничения доли иностранного участия в капитале создаваемых на территории России банков и страховых компаний. Такие ограничения будут применяться только в отношении отдельных видов страхования в течение переходного периода в 5 лет.

Таким образом, присоединение России к ВТО будет работать, прежде всего, в интересах самой России, ее товаропроизводителей, инвесторов и потребителей.