«Сравнение развития корпоративных структур естественных монополий и интегрированных бизнес групп»

А.А. Дынкин, первый заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН

Попытаюсь сделать некоторые оценки развития электроэнергетики, с учетом генезиса возникновения энергетических компаний. И Адамом и Евой для крупных Российских государственных компаний, в первую очередь Естественных монополий было министерство топлива и энергетики. Газовый концерн, единая энергетическая система страны, нефтяные компании в общем близки по структуре находились в равных условиях, в начале экономических преобразований в стране, но прошли совершенно разный по скорости путь. Несколько особняком стоит Министерство путей сообщения. В качестве фона для рассмотрения я использую нефтяные частные компании.

Во всех перечисленных секторах в разное время проходили примерно одинаковые процессы реформирования: разгосударствление, выделение монопольной составляющей и на базе конкурентного сектора создание частных компаний.

Реформа РАО «ЕЭС России» не является исключением. Результатом этого процесса станет появление новых субъектов рынка, способных претендовать на доминирующие положение в экономике и политике страны и ряда регионов.

В рамках реструктуризации предлагается создать 10-15 федерально-значимых генерирующих компаний и порядка 30 региональных. Ожидается, что данные компании будут инвестиционно-привлекательными не только, для отечественного, но и для западного инвестора.

1. Создание крупных генерирующих компаний. В силу не равномерного экономического и политического развития страны сама форма создания компаний может быть различна. В этой связи необходимо отметить следующих игроков на этом поле:

  • Региональные власти
  • Крупные отечественные компании,
  • Менеджеры, как самого холдинга, так и главное региональных АО-энерго.

В этой связи, вероятно, что создание новых энергетических компаний в российской экономики будет проходить не планомерно, а совершенно по разным сценариям.

2. Присутствие иностранных инвесторов возможно, но лишь в некоторых регионах. В первую очередь в Москве, Санкт-Петербурге и регионах Приволжского федерального округа — эти субъекты Российской Федерации, интересны для иностранного инвестора в силу своего экономического развития, создания определенных правовых институтов. Именно в этих регионах сконцентрированы предприятия отечественных ИБГ. Существует опасность, что именно отечественные ИБГ окажутся той силой, которая будет лоббировать создание барьеров для потенциальных зарубежных инвесторов. Наиболее вероятен приход иностранных инвесторов в западные пограничные регионы страны. Создаваемые энергетические компании в пограничных регионах интересны в качестве потенциальных экспортеров энергии в глубь Европы.

3. К сожалению, не удастся устраниться от национально-регионального фактора в развитие энергетических компаний. Региональные власти достаточно негативно относятся к имущественной экспансии федерального центра. Независимые на сегодняшний день ОАО «Татэнерго» и ОАО «Башкирэнерго» потенциально будут развиваться как региональные компании и в перспективе смогут создать энергетический альянс, который окажет определенное доминирующее влияние на регионы Поволжья. Существует большая вероятность, что в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока реформа РАО ЕЭС пойдет при непосредственном участии региональных элит. Такая опека выльется скорей всего в попытке получения имущественного контроля за собственностью вновь создаваемых генерирующих компаний.

4. Велика вероятность участия в приобретение собственности компаний менеджерами РАО «ЕЭС России». Своеобразная революция менеджеров. На наш взгляд она проявиться в захвате ими миноритарных пакетов и создании временных альянсов в процессе реформирования и распределения собственности компаний.

Нет основания ожидать полного захвата вновь создаваемых энергетических предприятий менеджерами компаний. Возможна консолидация небольшого пакета акций предприятия и использование этого козыря в распределении активов между холдинговой компанией, региональными элитами и крупными отечественными частными компаниями. Игра на противоречиях — вероятная и логичная стратегия менеджеров в этих условиях.

5. Существует определенная вероятность участия в реорганизации и создании энергетических компаний отечественных Интегрированных бизнес-групп. Примеры участия в собственности региональных АО-энерго «Сибирского алюминия» и «Юкоса» уже имеются. Межотраслевая экспансия бизнес-групп добывающих отраслей промышленности близка к своему завершению. В первую очередь это связано с ограниченным кругом привлекательных объектов внутри страны. Определенные перспективы существуют в реорганизуемых естественных монополиях и в первую очередь с объектами в электроэнергетической отрасли.

Отечественным корпорациям (ИБГ) приобретение генерирующих мощностей позволит замкнуть трансфертное ценообразование по всему технологическому циклу выпуска продукции. Имущественный контроль за всем технологическим комплексом «электроэнергетика — сырье — металлургия» позволит завязать финансовые потоки из всех звеньев на экспорт и «оптимизировать» налоговую политику.

Со стороны крупных компаний следует ожидать создания совместных несколькими ИБГ генерирующих предприятий, (в качестве примера можно привести Иркутскэнерго) развитие на их базе вертикально интегрированных компаний, т.е. включение энергетических мощностей в структуру собственности ИБГ. Существует вероятность захвата части энергетических компаний крупным интегрированным бизнес-группам.

Второе направление — концентрация на базе собственных дивизионов энергетических мощностей, развитие собственного сетевого хозяйства и опосредованное участие в собственности распределительных компаний, нельзя исключать (но в среднесрочной перспективе) региональной монополизации рынка.

Развитие компаний по сценарию РАО «ЕЭС России», возможно, будет испытывать сильное «внешнее» воздействие. В силу неразвитой институциональной среды, отсутствие финансовых посредников способных финансировать крупные инвестиционные проекты приведет к совершенно иной организации отрасли и развитию корпораций. Не удастся равномерно распределить энергетические мощности по всей территории страны. Нельзя исключать развитие отрасли по «нефтяному сценарию» с некоторыми особенностями:

  • вероятен всплеск судебных разбирательств, в силу заложенных «мин замедленного действия» в период начальной приватизации,
  • весьма ограниченное участие криминала в данных преобразованиях.

В конечном варианте, если развитие пойдет по нефтяному сценарию мы, вероятно, получим менее 10 крупных энергетических компаний и ряд мелких, которые будут либо входить в интегрированные структуры либо останутся независимыми игроками на узком региональном поле.